Охота в Беларуси
мобильная версия портала
Многоканальный: +37517-394-49-09 Контакты
25 ноября 1999 г. N 326-З
Принят Палатой представителей 10 ноября 1999 года
Одобрен Советом Республики 18 ноября 1999 года
(в ред. Законов Республики Беларусь от 09.01.2007 N 206-З,
от 16.06.2010 N 139-З)
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Законодательство о туризме основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
(введена Законом Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при:
Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, связанные с деятельностью некоммерческих организаций и созданных ими юридических лиц, на которые законодательством возложены функции по организации и проведению в Республике Беларусь и иностранных государствах дней экономики, выставок, ярмарок, презентаций, симпозиумов, конференций, деловых визитов (миссий), мероприятий, направленных на обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Организационными формами туризма являются международный и внутренний туризм.
Международный туризм включает в себя:
Особенности организации отдельных видов туризма (агроэкотуризм, самодеятельный, социальный, экологический и другие виды) регулируются законодательством.
Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере туризма.
Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере туризма.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь проводит государственную политику в сфере туризма, осуществляет координацию деятельности в сфере туризма других республиканских органов государственного управления.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения в сфере туризма.
Основными принципами государственного регулирования в сфере туризма являются:
защита прав и законных интересов физических лиц, в том числе обеспечение их
безопасности в сфере туризма;
развитие туризма и внешней торговли туристическими услугами;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
поддержка малого предпринимательства в сфере туризма;
развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической
деятельности на рынке туристических услуг;
гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного
регулирования в сфере туризма.
Основными целями государственного регулирования в сфере туризма являются:
обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав,
реализуемых в сфере туризма;
формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной
для туристов, экскурсантов;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение доступности туризма;
рациональное использование туристических ресурсов;
создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере
туризма в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с учетом
интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической
индустрии Республики Беларусь;
развитие туристических зон;
развитие международных контактов.
Приоритетными направлениями государственного регулирования в сфере туризма
являются поддержка и развитие туристической индустрии, международного въездного
и внутреннего туризма.
(введена Законом Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
Внешняя торговля туристическими услугами включает в себя экспорт и импорт
туристических услуг.
К экспорту туристических услуг относится внешняя торговля туристическими
услугами посредством их оказания белорусскими исполнителями иностранным
заказчикам услуг.
К импорту туристических услуг относится внешняя торговля туристическими услугами
посредством их оказания иностранными исполнителями белорусским заказчикам услуг.
Внешняя торговля туристическими услугами осуществляется в соответствии с
законодательством.
Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров
Республики Беларусь создается в целях совершенствования взаимодействия
государственных органов, общественных объединений, участников туристической
деятельности и субъектов туристической индустрии по вопросам создания
благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Республике Беларусь,
повышения его экономической эффективности, формирования конкурентной среды,
защиты внутреннего рынка туристических услуг, а также для выработки рекомендаций
по:
проведению государственной политики в сфере туризма и развитию конкуренции путем
привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации
соответствующих целевых программ, проектов, мероприятий;
реализации международных договоров Республики Беларусь и международных программ
по вопросам поддержки и развития туризма;
обеспечению и защите интересов участников туристической деятельности и субъектов
туристической индустрии в сфере туризма.
Положение о Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при
Совете Министров Республики Беларусь, а также его состав утверждаются Советом
Министров Республики Беларусь.
Государственные программы развития туризма разрабатываются Министерством спорта
и туризма Республики Беларусь и утверждаются Советом Министров Республики
Беларусь.
Местные программы развития туризма разрабатываются местными исполнительными и
распорядительными органами и утверждаются местными Советами депутатов.
(введена Законом Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
В целях содействия развитию международного и внутреннего туризма, формирования и
распространения информации о Республике Беларусь и ее туристическом потенциале
создаются туристические информационные центры, в том числе за пределами
Республики Беларусь.
Туристические информационные центры создаются местными исполнительными и
распорядительными органами, иными юридическими и физическими лицами в любой
организационно-правовой форме, за исключением потребительского,
производственного кооперативов, крестьянского (фермерского) хозяйства, в
соответствии с законодательством.
Туристические информационные центры могут создаваться в виде структурного
подразделения юридического лица, в том числе обособленного.
Туристические информационные центры осуществляют сбор, накопление, обработку,
анализ и распространение информации о достопримечательностях, памятниках
искусства, истории и архитектуры Республики Беларусь, особо охраняемых природных
территориях, объектах агроэкотуризма, предлагаемых экскурсиях,
культурно-массовых мероприятиях, выставках, фестивалях, расписании движения
транспорта, иной информации, необходимой для субъектов туристической
деятельности, участников туристической деятельности.
Туристические информационные центры должны быть обозначены информационным
знаком, на зеленом фоне которого расположена буква "i" белого цвета и который
размещается на вывеске, информационном стенде (табло) по месту нахождения
туристического информационного центра.
В Республике Беларусь ведется Государственный кадастр туристических ресурсов
Республики Беларусь, в котором содержатся сведения о статусе этих ресурсов, их
географическом положении и границах, природопользователях, научной,
экономической, экологической и культурной ценности, а также режиме их охраны.
Республиканский орган государственного управления, ответственный за ведение
Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь, порядок
его ведения, а также порядок отнесения ресурсов к туристическим определяются
Советом Министров Республики Беларусь.
Режим охраны туристических ресурсов и порядок их использования с учетом
нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду определяются в
соответствии с законодательством.
Туристические зоны создаются по предложениям государственных органов,
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Решение о создании туристической зоны принимается Советом Министров Республики
Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании
заключений Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства
природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местных
исполнительных и распорядительных органов о целесообразности и эффективности ее
создания.
Порядок создания туристических зон определяется Советом Министров Республики
Беларусь.
Приоритетные направления деятельности в туристических зонах, условия и
особенности ее осуществления определяются Президентом Республики Беларусь.
Туристическая и иная деятельность, не запрещенная законодательством,
осуществляемая в туристических зонах, не должна препятствовать целям создания
туристических зон.
Лицензирование туристической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании.
Участники туристической деятельности имеют право на:
необходимую и достоверную информацию о программе туристического путешествия,
иную информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, а
при международном туризме - также информацию, определенную частью четвертой
статьи 14 настоящего Закона;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
свободу передвижения, свободный доступ к туристическим ресурсам с учетом
принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
защиту своих прав как потребителей туристических услуг;
неразглашение сведений о себе, полученных исполнителем договора оказания
туристических услуг, договора оказания экскурсионных услуг, и стране (месте)
временного пребывания туриста, экскурсанта, если иное не установлено
законодательными актами или если участник туристической деятельности не выразил
согласия на распространение таких сведений;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение субъектом туристической деятельности безопасности оказываемых
туристических услуг;
возмещение субъектом туристической деятельности причиненных убытков (вреда) в
случаях и порядке, установленных законодательством.
Участники туристической деятельности обязаны:
соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее
политическое и социальное устройство, обычаи, традиции, религии населения;
бережно относиться к окружающей среде, материальным историко-культурным
ценностям;
соблюдать правила въезда и выезда страны (места) временного пребывания (стран
транзитного проезда);
соблюдать правила личной безопасности;
исполнять условия договора оказания туристических услуг.
Участники туристической деятельности могут иметь иные права и нести иные
обязанности в соответствии с законодательством.
Субъекты туристической деятельности имеют право:
на продвижение и реализацию туров в соответствии с настоящим Законом и иными
актами законодательства;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
на получение в государственных органах, иных организациях в установленном
законодательством порядке информации, необходимой для осуществления их
деятельности;
принимать участие в разработке программ развития туризма;
оказывать отдельные услуги, связанные с организацией туристического путешествия.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Туроператоры дополнительно к правам, определенным частью первой настоящей
статьи, имеют право:
на формирование тура по своему усмотрению, по заказу участников или субъектов
туристической деятельности;
определять минимальное количество туристов, экскурсантов, необходимое для
совершения туристического путешествия.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Субъекты туристической деятельности обязаны:
принимать необходимые меры по соблюдению прав и законных интересов участников
туристической деятельности;
предоставлять участникам туристической деятельности необходимую и достоверную
информацию о программе туристического путешествия, а также иную информацию,
предусмотренную законодательством о защите прав потребителей;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечить безопасность туристических услуг, а также провести инструктаж в
порядке, установленном Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, о
соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
возместить в случаях и порядке, установленных законодательством, убытки (вред),
причиненные участнику туристической деятельности;
исполнять условия договора оказания туристических услуг.
При организации международного туризма субъекты туристической деятельности также
обязаны при заключении договора оказания туристических услуг предоставить
участникам туристической деятельности следующую информацию:
об основных правилах въезда и выезда страны (места) временного пребывания (стран
транзитного проезда), о сборах, уплачиваемых туристом, экскурсантом во время
совершения туристического путешествия, в том числе в пунктах пропуска и прибытия
(аэропортах, портах и др.);
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
о необходимости предоставления гарантий оплаты оказания медицинской помощи для
въезда в страну (место) временного пребывания в случае, если законодательством
страны (места) временного пребывания установлены такие требования;
об обычаях, традициях населения страны (места) временного пребывания, о
религиозных обрядах, святынях, материальных историко-культурных ценностях,
состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемической обстановке;
о телефонах и адресах дипломатических представительств или консульских
учреждений государства гражданской принадлежности или обычного места жительства
туриста, экскурсанта в стране (месте) временного пребывания либо об иных
организациях, в которые можно обратиться для защиты прав и законных интересов
туристов, экскурсантов в стране (месте) временного пребывания.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Субъекты туристической деятельности могут иметь иные права и нести иные
обязанности в соответствии с законодательством.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Формирование тура включает в себя составление программы туристического
путешествия и формирование комплекса туристических услуг, позволяющих совершить
туристическое путешествие. К формированию тура также относится приобретение
права на реализацию тура либо комплекса туристических услуг, сформированных
нерезидентом Республики Беларусь.
Программа туристического путешествия включает в себя информацию:
о маршруте туристического путешествия, дате и времени начала и окончания
туристического путешествия;
о порядке встречи и проводов, сопровождения туриста, экскурсанта;
о характеристике транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста,
экскурсанта, сроках стыковок (совмещений) рейсов;
о характеристике объектов для размещения туристов, в том числе их
местоположение, классификация по законодательству страны (места) временного
пребывания, правила временного проживания, а также иная обязательная информация,
установленная законодательством страны (места) временного пребывания;
о порядке обеспечения питания туриста, экскурсанта во время осуществления
туристического путешествия;
о перечне и характеристике иных оказываемых туристических услуг.
Комплекс туристических услуг составляют услуги, которые оказывает туроператор
самостоятельно и (или) права на которые туроператор приобретает на основе
договоров с третьими лицами.
Продвижение тура включает в себя комплекс мер, направленных на формирование
спроса на туристические услуги, в том числе посредством рекламы, участия в
специализированных выставках, ярмарках, создания интернет-порталов, издания
каталогов, буклетов.
Реализация тура субъекту туристической деятельности осуществляется на основании
договора комиссии или иных договоров, не запрещенных законодательством.
Реализация тура участнику (участникам) туристической деятельности осуществляется
на основании договора оказания туристических услуг.
По договору оказания туристических услуг исполнитель (субъект туристической
деятельности) обязуется по заданию заказчика (участника туристической
деятельности) оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить. К
договору оказания туристических услуг применяются правила, установленные
законодательством для договора возмездного оказания услуг.
Договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех
или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами. Исполнение
обязательств третьими лицами не освобождает исполнителя по договору от
ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение
третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг.
Договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме и кроме
существенных условий, определенных законодательством, должен содержать следующие
существенные условия:
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац исключен. - Закон Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;
сведения об исполнителе, включая данные о специальном разрешении (лицензии) на
осуществление туристической деятельности, его месте нахождения (месте жительства
индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;
сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг;
программу туристического путешествия;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
права, обязанности и ответственность сторон;
условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок
урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда);
иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть
достигнуто соглашение.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора оказания
туристических услуг в связи с существенными изменениями обстоятельств, из
которых стороны исходили при его заключении, в соответствии с Гражданским
кодексом Республики Беларусь.
(часть четвертая статьи 17 введена Законом Республики Беларусь от 16.06.2010 N
139-З)
Типовая форма договора оказания туристических услуг утверждается Советом
Министров Республики Беларусь.
(часть пятая статьи 17 введена Законом Республики Беларусь от 16.06.2010 N
139-З)
(статья 18 исключена. - Закон Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Качество туристических услуг должно соответствовать условиям договора оказания
туристических услуг, обязательным для соблюдения требованиям технических
нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации,
а при их отсутствии или неполноте - требованиям, обычно предъявляемым к услугам
соответствующего типа.
Если законодательством страны (места) временного пребывания предусмотрены
обязательные требования к качеству туристических услуг, такие услуги должны быть
оказаны с соблюдением этих требований.
Требования, связанные с недостатками качества туристических услуг, предъявляются
заказчиком исполнителю договора оказания туристических услуг в соответствии с
законодательством.
Заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по договору оказания
туристических услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им
расходов.
Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору оказания
туристических услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. При
этом, если исполнитель договора оказания туристических услуг отказывается от
исполнения обязательств по договору во время совершения туристического
путешествия, он обязан по желанию туриста, экскурсанта организовать их
возвращение в место начала (окончания) туристического путешествия на условиях,
не хуже предусмотренных договором оказания туристических услуг.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Экскурсионное обслуживание осуществляется на основании:
договора оказания туристических услуг, когда оно является частью комплекса
(комплексом) туристических услуг, оказываемых во время совершения туристического
путешествия или в связи с ним;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
договора оказания экскурсионных услуг, когда оно осуществляется посредством
оказания только услуг экскурсоводов, гидов-переводчиков, иных лиц, наделенных
правом проведения экскурсий, в том числе с использованием транспортных средств.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Законодательством могут быть установлены случаи, при которых экскурсионное
обслуживание осуществляется на основании договоров, не предусмотренных частью
первой настоящей статьи.
Договор оказания экскурсионных услуг считается заключенным в надлежащей форме с
момента выдачи экскурсанту квитанции, если иное не определено договором оказания
экскурсионных услуг. Форма бланка квитанции утверждается Министерством спорта и
туризма Республики Беларусь.
(часть третья статьи 21 в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
При экскурсионном обслуживании экскурсии на территории Республики Беларусь
проводят экскурсоводы и гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию,
подтверждающую их квалификацию, а также работающие в организациях при проведении
экскурсий в данных организациях, иные лица в соответствии с законодательными
актами.
Порядок и условия прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей
квалификацию экскурсоводов, гидов-переводчиков, определяются Советом Министров
Республики Беларусь.
В Республике Беларусь ведется Национальный реестр экскурсоводов и
гидов-переводчиков Республики Беларусь, в который включаются сведения об
экскурсоводах и гидах-переводчиках, прошедших профессиональную аттестацию,
подтверждающую их квалификацию.
Республиканский орган государственного управления, ответственный за ведение
Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь, и
порядок ведения Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков
Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Под безопасностью в сфере туризма понимаются сохранность жизни, здоровья,
имущества туристов, экскурсантов, ненанесение вреда окружающей среде при
совершении туристических путешествий.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь информирует субъектов и
участников туристической деятельности о странах (местах), посещение которых в
данное время представляет угрозу безопасности туристов, экскурсантов,
посредством размещения соответствующих сведений в республиканских средствах
массовой информации.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций в пределах территории Республики
Беларусь государство принимает меры по охране жизни, здоровья и имущества
туристов, экскурсантов.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций за пределами территории Республики
Беларусь при международном выездном туризме государство принимает меры по охране
жизни, здоровья и имущества туристов, экскурсантов, в том числе меры по их
эвакуации из страны (места) временного пребывания.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 26. Предоставление гарантий оплаты оказания медицинской помощи туристам,
экскурсантам
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Субъект туристической деятельности по желанию участника туристической
деятельности обязан обеспечить предоставление гарантий оплаты оказания
медицинской помощи туристам, экскурсантам для въезда в страну (место) временного
пребывания, если законодательством страны (места) временного пребывания
установлены такие требования.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основной формой предоставления гарантий оплаты оказания медицинской помощи
туристам, экскурсантам является страхование жизни и здоровья.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.06.2010 N 139-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО